Иногда нас завораживают тёмные, волнующие морские глубины, а иногда – сверкающие лучи солнца, бесхитростно играющие на безмятежной водной глади.
Такие лучи – ласковые, живые, тёплые – каждой своей песней дарила Элла Фицджеральд – великая джазовая певица, которая родилась ровно сто лет назад, 25 апреля 1917 года, в Ньюпорт-Ньюсе (штат Вирджиния) и практически не нуждается в представлении.
«Первая леди песен», или «Первая леди джаза», как её часто называют, Элла Фицджеральд очень-очень многими считается лучшей джазовой певицей всех времён. Конечно, найдется множество поклонников Сары Вон и Билли Холидей, готовых с этим поспорить. Но спорить о талантах – дело бессмысленное, лучше просто порадоваться тому, что они были и подарили нам свои прекрасные музыкальные «истории».
Никто бы никогда не догадался из пения Эллы Фицджеральд, которую иногда упрекали в недостаточной глубине и драматизме, что её юность была не менее мрачной, чем, например, у Билли Холидей. Она выросла в бедности, в Нью-Йорке, куда её мать переехала почти сразу после рождения Эллы и разрыва с её отцом, которого девочка в результате никогда не знала. Но Элла была счастлива, она очень любила и петь, и танцевать и легко заводила друзей. Однако в 1932 году ее мать умерла, и 15-летняя Элла осталась сиротой. Она переходила из одной программы опеки в другую, бросила школу, попала даже в некое исправительное учреждение для подростков, а потом, сбежав отовсюду, какое-то время просто была бездомной – и все это в разгар Великой депрессии. Однако девушка не сдавалась, в 1934 году ей выпал шанс выступить на любительском конкурсе талантов на сцене "Apollo Theater" в Гарлеме. Изначально Элла планировала танцевать, но, оценив конкуренцию, в последний момент передумала и решила спеть. Она исполнила одну из трех песен, какие знала, – "Judy" в стиле Connee Boswell, которая была её кумиром. Стеснительная и скромная, неуверенная в себе, на сцене Элла почувствовала себя совсем иначе и поняла тогда, что все, что она хочет делать в жизни, это продолжать петь перед публикой.
Бенни Картер, присутствовавший на том выступлении, был очень вдохновлен искренностью и природным талантом Эллы и потом представил девушку, помимо прочих "важных персон", Флетчеру Хендерсону. Тот, однако, не спешил с предложениями. И начинающая певица сама продолжала участвовать в различных конкурсах, искать работу и в 1935-м добилась своего первого ангажемента – недельного выступления за 50 долларов в "Harlem Opera House", где играл оркестр Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw – vk.com/wall-43416763_12573). После того как Элла быстро покорила свою новую публику, ее представили Чику Уэббу.
Знаменитый барабанщик, оркестр которого тогда становился одним из самых популярных в Гарлеме, был доволен своим вокалистом и, несмотря на уговоры Брэдшо, его конферансье Барду Али и рекомендации вовремя появившегося Бенни Картера, Уэбб вообще не хотел рассматривать вариант девушки-певицы. Эллу буквально пришлось спрятать в его гримёрке, чтобы заставить его "посмотреть" её. И даже послушав три песни, Чик не был покорён её талантом и ещё меньше был впечатлен её внешностью, однако всё же предложил разовую работу на следующий вечер. Добрый Тайни и девушки из его оркестра помогли Элле найти красивое платье, и уже этого вечера хватило, чтобы Чик Уэбб осознал музыкальный и коммерческий потенциал будущей звезды. Однако он не сразу доверил молодой певице весь репертуар. Большая часть баллад по-прежнему уходила вокалисту, что часто заставляло Эллу рыдать от обиды и разочарования. Тем не менее начиная с 1935 года Фицджеральд постоянно записывалась с оркестром Чика, и к 1937 году уже более чем на половине записей бэнда можно было услышать её голос. В 1938 году настоящим суперхитом стала композиция "A-Tisket, A-Tasket", 18 недель продержавшаяся на вершине чартов, а вскоре последовала не менее успешная "Undecided".
По сути, «A-Tisket, A-Tasket», с её интонациями детской песенки стала отправным пунктом для развития характерного стиля Фицджеральд – с той самой простотой и бесхитростностью, которая отличала её от глубокой сексуальности и "тёмных" настроений Бесси Смит или Билли Холидей. Привнося какую-то наивную непосредственность в интерпретацию любых слов, Фицджеральд транслировала что-то очень радостное, светлое, ликующее, приправленное лёгким юмором, что часто напоминало раннего Армстронга, с котором она успешно сотрудничала впоследствии. Армстронг, безусловно, оказал влияние практически на всех певцов того поколения, фактически создав новые основы вокального стиля. Его вокал, как и соло на трубе, изучала Билли Холидей. Тем же занималась и Элла. Подруга её детства, Annette Miller, вспоминала, как ещё совсем юной Элла пыталась воспроизводить все нюансы армстронговского исполнения композиции “Ain’t Misbehavin” 1929 года – что потом повлияло на развитие её собственного чувства фразировки, ритма, подачу и даже выбор песен.
Работая с Чиком, Фицджеральд создала себе репутацию превосходной поп- и свинг-певицы. У неё уже был прекрасный голос, но она е?6?